Олег Гуцуляк: Гуцулы – сарматского рода

Происхождение.
Название «гуцулы» происходит от осетинского (сарматского) «гыццыл» — «малый, младший», и зафиксировано письменными источниками как “гыццыл чизг/языг” — название части языгов – сарматского племени Прикарпатья и Галиции первых веков н. э., которые остались вместе с готами-грейтунгами (“малыми готами”, по Иордану) и гепидами в Галиции и не приняли участие в походе сармат-алан в Европу.

В VI—VIII вв. языго-готы вошли в раннеславянское государственное образование, известное как “белые хорваты”, но после отхода большинства славян этого союза на юг, на Балканы, языго-готы вошли в симбиоз с соседними пастушескими валашскими племенами, противостоя аварской и венгерской экспансиям.

В Х—XI вв. гуцулы значительно ассимилировали кочевое племя печенегов, которые были изгнаны сюда со Степи половцами (куманами), и центром которых был ныне гуцульский город Печенижин.

В 1919 г. существовала независимая Гуцульская республика.

Территория.
Проживают на юге Ивано-Франковской, западеЧерновицкой, востоке Закарпатской области Украины, приграничных районах Румынии (марамарошские гуцулы). Наряду с бойками и лемками считаются автохтонным населением Украинских (Восточных) Карпат – Горган, Свидовец, Бескид, Гринявы и Черногоры.

Города.
Надворна, Печенежин, Яремче, Жабье (ныне – Верховина), Ворохта, Яблуница и др. Ранее гуцульским был и город Коломыя, но затем в нем и в окресностях большинство получили представители этнографической группы покутяне.

Экономика, хозяйство.
Гуцулы занимаются скотоводчеством (преимущественно – овцеводством), заготовкой древесины и сплавление её плотами (“дарабами”) по реках Тиса, Черный и Белый Черемош и Прут и ремеслами (лижникарство, резьба по дереву), в последние годы — строительные работы. Также гуцулы вывели особую породу красивой и выносливой горской лошади – “гуцулык” или “гуцуляк”.

Демография.
Численность гуцулов: около 2 млн. Крайне сильны клановые взаимоотношения, принцип старшинства в роду, землячество.

Язык.
В настоящее время язык уже незначительно отличается от литературного украинского — характерны близкие к русинским и словацким падежные окончания (напр. жiнков = жiнкою), древнерусский вынос возвратной частицы «ся» вперед глагола (Я так ся вчора напив = Я так вчора напився), а также особенности произношения — вэно=вино, йек=як и др.

Гуцульская мадонна

Религия, традиции.
Религия — католицизм восточного обряда со значительными языческими влияниями в обрядности.

У гуцулов (всегда осознававших и самоназывавших себя русинами на культурно-цивилизационном уровне, украинцами же именно на ментально-политическом), как, и впрочем, у других горцев — шотландцев или вайнахов — инициастическая составляющая доминирует в культуре. И не странно, что именно гуцулы и вайнахи приняли вызов и какое-то время успешно противостояли Империи.

Фактически до сих пор у гуцулов руководящим является инициастический “мужской союз”, условно именуемый “Аркан” (возможно, в центральноукраинском субэтносе таким союзом и был “Гопак”, а рядом с мужским существовали в разных регионах женские — “Поляница”, “Босорканя”, “Мава”, “Нява”, “Яга”, “Додола-Дудулица” и т.д.). Сохранению его у гуцулов мы должны быть благодарны значительному развитию и усовершенствованию карпатских демонологических верований. Для непосвященных сами члены таинственных орденов есть духи (“чугайстры”), враждебные, якобы, аналогичному “женскому союзу” (“нявки” или “мавки”).

Сам танец “Аркан” (тождественный по музыке ирландскому “Ev Sistr” и бретонскому “Ev Chistr ‘Ta, Laou!”), которого горцев Карпат, по легенде, научили могущественные богатыри, спустившиеся с гор, есть обрядом посвящения гуцульского двенадцатилетнего парня в воины (“легини”, то есть легионеры). После участия в нем он получал право осуществлять танцы, носить бартку (маленький топорик на динной ручке, явно предназначенный для борьбы с хищными животными леса) и подпоясываться широким поясом “черес”. То есть становился потенциальным “опрышком” (“тем, кто оприч”, член тайного союза), по легендам непременно осуществляющим рекет относительно сел с “русским правом” и ведущих земледелие (в то время как опрышки происходят исключительно из сел, живущих по “валашскому праву” и ведущих пастушеский способ жизни).

Именно название ордена и танца происходт из латыни (по утверждению самих римлян, кельтского слова): arcanus “тайный, спрятанный, молчаливый”. Танец “Аркан” именно происходит в молчании (тексты, предложенные Степаном Пушиком и Русланой — новшество сегодняшнего дня), в то время, как кельто-бретонцы не знают танца, но музыку (правда, исполняется она ими чуть медленнее), идентичную “Аркану”, сопровождают слова о священном напитке воинов-фенниев — сидре (кстати, название касты жрецов славян “волхвы” означает имено “валахи”, первоначально “кельты”, затем перенесено на название романизированного кельтского населения и затем на все романизированные этносы).

Потому не должно удивлять восторженное принятие (хотя и были такие, кто брюзжал) “якобы-гуцульских” “Диких танцев” Русланы Лыжичко, закрепленное её победой на Евровидении 2004 года, а также уверенное шествование мелодекламационных проектов Валерия Меладзе “ВИА Гра” и Марийки Бурмаки. Они выполняют не социальную функцию “попсы”, а именно шаманства, явления духовного, хотя и еретического, являются откровением солнечной онтофанической сакральности в нашем профаническом, десакрализированном мире, в эпоху “розового голокоста” души и испарения тонкого опыта глубинного восприятия мира.

P.S. Кстати, по-басски “пещера” – haitzuloa. Т.е. гуцулы – “пещерные жители”. Вероятно, это слово попало на Периннеи с сарматами-языгами.

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • BobrDobr
  • LinkedIn
  • MySpace
  • PDF
  • RSS
  • Yahoo! Buzz
  • Add to favorites
  • Live
  • MSN Reporter
  • Print