Олег Гуцуляк: О пиктах-агатирсах

Ты слышишь бой барабанов в темном лесу? Ты видишь разрисованные лица, передвигающиеся по джунглям? Ты слышишь военные выкрики и чувствуешь отравленные стрелы?

Это Пикты (Picts) на марше, они крадутся вдоль гробниц и сторожевых застав цивилизации. Они поклоняются демонам во время ужасных церемоний и их барабаны звучат как гибель для тех несчастных, кто оказался поблизости от их земель.

Один опытный воин, вооруженный мечом, довольно легко справиться с одним или двумя Пиктами. Как правило, они передвигаются вооруженными отрядами. Полчище Пиктов – ужасное зрелище. Сотни и тысячи воинов покрывают землю как саранча, нападающий варварский отряд, ревущий у ворот цивилизации.

«Цивилизация неестественна. Это просто стечение обстоятельств. В конечном счете, варварство должно победить». – Роберт И. Говард, Beyond the Thunder River (По ту сторону реки грома). http://www.worldofconan.ru/best1/

Есть монография И. Хендерсон “Пикты: Таинственные воины древней Шотландии”. – М.: Центрполиграф, 2004. (в серии про народы). http://bibliotekar.ru/pikty/index.htm – электронная её версия.

И в сборнике “Хроники длинноволосых королей” также есть раздел о пиктах из раннесредневековых источников.

Эти источники говорят, что пиктов как племя с юга пригласили бриты именно в противовес скоттам (Гиральд Уэльсский)(см.: Хроники длинноволосых королей / Пер. с лат., статьи и сост. Н. Горелова. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — С.213, 214).

Особой характеристикой пиктов есть разрисовывание своего тела (татуаж).

Если помните фильм об короле Артуре как сармате, то там, идя в бой, пикты (типаж австралийских аборигенов) разрисовывают лица синим круглым орнаментом.

Марк Сервий Гонорат в комментарии к Вергилию выводит пиктов от приднестровских агатирсов (агафирсов). Видимо это из-за того, что агатирсы в римских источниках определяются как picti agathyrsi “разрисованные (синим цветом, pelios) /татуированные агатирсы” (в то время как континентальные кельты-багауды разрисовывали лица в оранжевый цвет – bui).

Например, О. Трубачев указывает на смешанную фрако-индоарийскую этимологию названия фракийского племени агафирсов, в упоминаемых Геродотом в контексте похода персов Дария на скифов (512 г. до н.э.). Агафирсы локализуются от припрутской Румынии до Южной Подолии. Можно предположить, что и в их случае перед нами смешанный фрако-индоарийский этнос, бывшая сословно-кастовая система с главенством индоариев, в которой фракийцы со временем приобрели ведущие позиции.

В древности татуировка у различных народов имела многообразное назначение. По сообщению Геродота, у фракиян “порезы на коже означали благородное происхождение; не имеющий их — не благороден”. Как повествует Ксенофонт, у сыновей богатых моссиник “спины были разрисованы, а передняя часть тела татуирована цветами”.

По свидетельству Помпония Мелы, агафирсы “разрисовывали свои лица и тела более или менее, смотря по степени благородства”. Позже этот обычай отмечен у динлинов и у наследовавших им кыргызов, у которых татуировка была привилегией храбрейших. В античной древности рабы носили на теле выполненное татуировкой имя своего хозяина.

Агатирсов на этом основании сопоставляли с русами Ибн-Фадлана, которые разрисовывали (татуировали) свои лица, руки и груди в виде узоров и изображений деревьев.

По некоторым же археологическим (охотничье снаряжение, украшения, аналогов которых нет в Европе) данным (и языковым) существует отождествление пиктской культуры именно с эскимоской, якобы это их осколок тут остался после таяния ледника, соединявшего Канаду и Британию.

Также пикты, которые управляли Шотландией до 9-ого века, были хорошо известны за свой вересковый эль. “Fraoch” в переводе с гаэльского это “вереск”, и слово это считается пиктским.

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • BobrDobr
  • LinkedIn
  • MySpace
  • PDF
  • RSS
  • Yahoo! Buzz
  • Add to favorites
  • Live
  • MSN Reporter
  • Print

Коментування вимкнено