Олег Гуцуляк: Астарта – Астрея – Тара – Стара

Известна дионисийськая сентенция “in vino veritas” — «В вине — истина». Само слово “вино” выводится из финикийской “йайн” (yayn), которое сопоставляеться с санскр. yoni “источник”, “женские гениталии” (букв. ya yoni “которая источник” наслаждения ~ англ. girl “девушка” ~ укр. «жерло», «джерело»), поскольку индоарийськие митаннийцы Ближнего Востока в течение ХIV-ХIII вв. до н.э. находились в непосредственном контакте с финикийцами, образовав вместе с семитами симбиотическое государство на севере современной Сирии и юго-востоке Турции. Древнеиндийский культ Йони является составной частью культа шиваистской богини Парвати-Сати.

Очевидно, что шумерской паралеллю Йони-Парвати является богиня Ин-анна (“Ин-милостивая”, “планета Венера”, “обладательница неба”), покровительница плодородия и любви, мужем которой был выше упомянутый Думузи. У греков она трансформировалась в богиню Хиону (“Снежная”), которая родила от Диониса-Думузи бога Приапа, покровителя садов, виноградников, овец и т.д.

Как богиня утренней зари Ин-анна тождественна этруско-итальянской богине Венере (латин. venus “любовь”, venia “милость”; испан. venero “источник”, “вытекание”, “начало” ~ санскр. yoni “источник”, “женские гениталии”; слав. «жона»).

Их аккадо-вавилонская параллель — богиня-царица небес Иштар (Астарта, Ашторет), жена Баала (Ваала), управляет похотью, любовью, сексуальностью, войной, изобилием, порождением, дождем, амбицией, судьбой, кометами, агрессивностью, нетерпением, дуальностью, желанием, опасной любовью, физической страстью, запрещенной любовью, солнечными затмениями, жизненной силой, водами жизни, Венерой  как утренней, и как вечерней звездой и т.д.

Она же — греческая Астрея («Звездная»), дочь Зевса и Фемиды. Астрея считалась воплощением справедливости (Дикеосине, где Дике — «обычай»), сестра Стыдливости. Астрея в Золотом веке правила миром, а когда испортились обычаи и в 2774 г. до н.э. (наступил Бронзовый век, по М. Чмыхову [Чмыхов Н. Истоки язычества Руси — К.: Лыбидь, 1990. — С.335]), Астрея-Иштар вернулась на небо и превратилась там на созвездие Девы (дв.-инд. devi “богиня” < dev-“сиять”).

Дочерью Астрейи считается богиня Луны Геката (др.-греч. . Ἑκάτη, Hekátē «далекоразящая»), обучившая людей изначальной мудрости, волшебства и перекрестков путей, «Вселенной Ключница». В «Теогонии» Гесиода Геката предстает подательницей счастья и удачи, в гимнах – надежды и укрепительница духа. В орфическом гимне отцом её именуется герой Персей («Бродишь, Персеева Дочь, средь могил затевая охоту… Юношей доблестью Ты наделяешь, воинственный пламень В них возжигаешь. Летишь по горам, озирая владенья.»). Её свита состоит из псов, охотящихся на тельцов. Древняя статуя, датированная VIII в. до н. э., изображает Гекату с крыльями, держащую змею. Заклинание, обращенное к ней и дошедшее до наших дней (его приводит Ипполит в «Philosophumena», III в. н.э.), таково: «Приди, подземная, земная и небесная Бомбо, богиня дорог и перекрестков, приносящая воздух, ходящая ночью, враг света, друг и возлюбленная ночи, радующаяся лаю собак и пролитой крови, бродящая во мраке блуждающим огнем среди могил, жаждущая крови и наводящая ужас на смертных, Горго, Мормо, луна из тысячи обликов, прими благосклонно нашу жертву» (Бомбо – колдовское имя Гекаты; Горго – сокращенное от «Демогоргон»; Мормо – царь вампиров, легендарный супруг Гекаты).

Астрея – родная сестра Лето (матери Аполлона и Артемиды, и, соответственно, воплощение Стыдливости), а их родители – дети Урана и Гейи – титанида Фойба («сияющая», «очищающая») и титан Кой (Гесиод, Теогония, 136, 404; Аполлодор, I 1, 3). В соответствии с Эсхилом, Фойба была во владении Дельфийским оракулом, который она подарила своему внуку Аполлону.

В мифологии индусов богиня Астрейя известна как Тара (“звезда”), которую похитил у богов-девов бог Луны Сома (Чандра). Брахма вернул Тару мужу Брихаспати (Юпитеру), но она уже была беременна от Сомы и вскоре родила бога Будху (“мудрый, знающий”, “планета Меркурий”). Сам Будха был женат на Иле, их сыном был Пуруравас, первый царь Лунной династии. Авторству Будхи приписывается один из гимнов «Ригведы» (РВ X, 101). Он – любимый глава собрания богов, даритель счастья и шуток, надежды и материального благополучия, управляет торговлей и финансами, воровством и азартом, знанием и расчетливостью. Будха является повелителем двух знаков Зодиака – Митхуна (Близнецы) и Канья (Дева), сфера обитания – воздух (Вата), направление – север, день почитания – среда.    Будха известен и под другими именами Индусута, Чандрапутра, Чандратмадж, Гйа, Бодхан, Витт, Сомья, Ронанайе, Шбямгав, Тарасута (см.: [Дом Солнца : Будха // http://www.sunhome.ru/magic/12899/p1]).

Мотив похищения / соблазнения жены царя богов и рождения от похитителя сына известен и славянам. Это – звёздная богиня Коляда («Стара Маты»), жена бога Перуна, но которая от Велеса (Бадняка) рождает сына – Божича, убегая (спускаясь по Мировому дереву с небес на землю) от преследования (мужа или Мары) в образе козы.

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • BobrDobr
  • LinkedIn
  • MySpace
  • PDF
  • RSS
  • Yahoo! Buzz
  • Add to favorites
  • Live
  • MSN Reporter
  • Print

Коментування вимкнено

  • #Мотив похищения / соблазнения жены царя богов и рождения от похитителя сына известен и славянам. Это – звёздная богиня Коляда («Стара Маты»), жена бога Перуна, но которая от Велеса (Бадняка) рождает сына – Божича, убегая (спускаясь по Мировому дереву с небес на землю) от преследования (мужа или Мары) в образе козы.#

    Первый раз слышу о Богине Коляде. Попробовал поискать, нашёл нечто однотипное: «А еще колядники торжественно несли с собой чучело священного животного – Козы, которая каждый год спасает Богиню Коляду от преследования злой Мары». Очень похоже на ошибочное толкование. Гораздо более популярен Коляда – солнечный младенец, рождающийся в зимний солнцеворот. В этом случае понятна охранная роль Козы (Козла).

    «Юлебукк – соломенный козёл, традиционный новогодний и рождественский персонаж в Норвегии, Швеции и Финляндии. В Швеции ранее была традиция Рождества, когда молодые ряженые люди ходили от фермы к ферме, играли и пели рождественские песни. Одна из групп всегда была одета, как козы, иногда с маской, сделанной из соломы.»

    Кто ж как не коза позаботится о новорождённом солнце? Ведь Рождество происходит в зодиакальном Козероге.

    По поводу «похищения / соблазнения жены царя богов и рождения от похитителя сына». Интересная параллель в египетской мифологии. Правда здесь ситуация зеркальная. Нефтида (зодиакальный Стрелец), соблазняя Осириса изменяет своему мужу Сету (Скорпион), и рождает от солярного Осириса песеглавого Анубиса (Козерог). Сет хочет убить Анубиса, Но Нефтида прячет его в тростниковом болоте (знак Водолей).

    Зодиак из книги Кирхера «Эдип Египетский»: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/145/90145374_Zodiak_4.jpg

    История любопытна вот чем. Казалось бы абсолютно стандартная мистерия рождения солнечного младенца, если бы не одно «но». Ничего не известно об Анубисе, как о солярном боге. Напротив он считается проводником в иной мир. Но тут возникает другое «но».

    По поводу Анубиса Плутарх писал: «Под Анубисом они понимают горизонтальный круг, отделяющий невидимую часть мира, называемую ими Нефтис, от видимой, которой они дали имя Исиды, и поскольку этот круг в равной мере касается пределов как света, так и тьмы, его [горизонт] можно рассматривать как свойственный им обоим. Из этого обстоятельства и возникло подобие, которое они вообразили между Анубисом и псом, ибо замечено за последним, что он в равной степени настороже как днем, так и ночью».

    Как показано на зодиаке, Анубис является управителем двух секторов: Козерога и Рака, где находятся соответственно зимний и летний солнцевороты. В Козероге Анубис обозначен под своим именем, в Раке – под именем Германубис. Плутарх расшифровывает имя Германубис, не так как это принято сегодня, Гермес & Анубис, а как Херу-эм-Анпу – Гор в Анубисе (егип. Херу – Гор, Анпу – Анубис). Идея может показаться бредовой, но не был ли, в более древней мистерии, Анубис прообразом солярного Гора? В зодиакальной проекции Анубис обходит весь гороскоп, сначала провожая и охраняя Гора, от самого его рождества (зимний солнцеворот), потом помогая Изиде искать убитого Сетом Осириса. А что мешало бы Анубису обходить гороскоп самостоятельно, до вхождения в пантеон Осириса, Изиды, Гора? Правильный ответ: Ничего.

    Кстати, когда верховный солярный бог Осирис ушёл на покой, он так же занял место в Дуате, конкретно в знаке Весы (Дуат, в годичном цикле – зимнее полугодие). Собственно со знака Весов Дуат и начинается, т.е. с Суда Осириса, где на весах взвешивается душа новопреставившегося. Но это уже совсем другая сказка.

    #жена бога Перуна, но которая от Велеса (Бадняка) рождает сына – Божича, убегая (спускаясь по Мировому дереву с небес на землю) от преследования (мужа или Мары) в образе козы.#

    В зодиакальной проекции Мировое дерево растёт из зимнего солнцеворота, и макушкой упирается в летнее солнцестояние. Поэтому понятно, что богиня Земли должна спуститься к самым корням Мирового дерева, к нижним вратам (которые охраняет Велес), чтобы родить соляного младенца в положенное время (25 декабря).

    PS
    Не знаю, насколько вам близка египетская мифология, извиняйте если нагрузил. 😉

    • Олег Гуцуляк

      @Сергей Петров,

      Сергей, спасибо за обширный комментарий!!!

      В некоторых версиях мифа Гор, сын Изиды (Гор-са-Исет) считался под именем Гор-Ур (где «ур» — «могучий, великий») братом-близнецом именно Сета, что упоминает и Плутарх, называя Гора «Гором Древним». Соединение имен Сет и Гор в древнеегипетском языке означает «царь» (swth-hr), что через тысячи лет благодаря коптским монофизитам через Балканы попало в древнерусские былины как «Святогор». Носитель этого имени, кстати, гибнет именно так, как и первый легендарный царь Египта Осирис (wsjr): примиряет к себе гроб, который оказывается ему «в пору», и не может снять крышку.

      Другим мифологическо-сказочным образом, принесенным из Египта, был остров Буян (< др.-егип. P’-iw-n-imn «Остров Амона»), а египетскими словами, по мнению Вяч.Вс. Иванова попавшими в древнерусскую культуру с Балкан, были: «ящер» (ашiр – «хамелеон, ящерица», от др-егип. 'ш3 «ящерица», оч. редкого слова; в др-егип. есть фраза 'ш3 иру «разнообразие форм» (т.к. хамелеон меняет цвета), от глагола ашаi «становиться многим»); «голубь», «сыр», «троян/творог», «кот» и др. [Иванов Вяч.Вс. Ранние коптские заимствования в славянском // Славянская языковая и этноязыковая системы в контакте с неславянским окружением / Отв.ред. Т.М. Николаева. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — С.55-60; см. также: Лазарев Е. Египет и Русь: Солнечная связь // Наука и религия. — М., 1989. — № 6. — С.40-42]. ————————- Согласно «стеле Шабаки» Геб прекратил длительную вражду Гора и Сета, отдав Сету во владение Верхний Египет, а Гору – Нижний. После этого Гебу показалось несправедливым, что Сет и Гор оказались равными, и он называет Гора первенцем и провозглашает его преемником, и таким образом, хоть Сет и остается властелином Верхнерго Египта, но верховный над ним является Гор. После всего этого тростник (символ Верхнего Египта) и папирус (символ Нижнего Египта) были объединены "в доме Птаха" (то есть в Мемфисе), и так был достигнут «баланс двух земель». Существует знаменитый баральеф, на котором Гор и Сет связывают вместе тростник и папирус. «… Само имя богатыря (Свято-гор) отсылает нас к христианству и святости. Святогор ездит по Святым горам, потому что на Святой Руси матушка сыра земля его «не подымет»… И мотив положения во гроб Святогора можно рассматривать в христианском аспекте – как пострижение в монашество, как добровольный уход из мира сего, а три обруча, сковавшие его гроб, как троекратное отречение от мира. Согласно преподобническим житиям, некоторые монахи держали в своих кельях гробы, иногда и спали в них, ради постоянной памяти о смерти, которая является одной из необходимых не только монашеских, но и вообще христианских добродетелей. Связующим звеном между двумя циклами выступает былина о Святогоре и Илье Муромце: в ней ясно выражена идея преемственности дохристианских и христианских богатырей; Илья Муромец становится продолжателем дела Святогора. В одном из вариантов былины о Святогоре и Илье Святогор братается с Ильей, обменявшись золотыми нательными крестами; так они становятся крестовыми братьями …. Перед смертью же Святогор вдунул в Илью свой дух богатырский и "силушку" и послал на Русь: «А сам ты поезжай да на Святую Русь» … Н.С.Серегина находит явные параллели в изображении двоицы богатырей (Святогора и Ильи Муромца) и двух святых киевской Руси (преподобных Антония и Феодосия Печерских). При сравнении былин и богослужебных текстов (стихир), посвященных святым, выявлется несомненное сходства в образах Святогора и Антония, Ильи и Феодосия, а также в характере отношений между Святогором и Ильей, между Антонием и Феодосием» [Лепахин В. Христианское понимание ратного дела // http://www.pravoslavie.ru/answers/0296.htm.

  • 1. В украинских и болгарских песнях: богиня Коляда, будучи беременной, как-раз в образе Козы убегает-спускается по Мировому Дереву на Землю от разгневаного мужа Перуна (который подозревает её в связи с Велесом). На земле, среди людей рождается Божич. Он должен пройти испытания и доказать, что он сын Громовержца, а не Бога Земных Сил (этот цикл уже сохранился в западнобалканских славян и детально проанализирован Т. Цивьян).

    • Олег Гуцуляк

      @Василина,
      Спасибо за комментарий. Да, как раз пишу сейчас статью, чтобы обобщить данную тему.

      По некоторым версиям, Коляда – не жена Громовержца, а дочь Солнца, качавшаяся на солнечных качелях (созвездие Кассиопеи), но влюбившаяся в земного человека и родившая от него Бога-Культурного Героя (Ярилу).

  • Олег Гуцуляк

    Сергей, спасибо за обширный комментарий!!!

    В некоторых версиях мифа Гор, сын Изиды (Гор-са-Исет) считался под именем Гор-Ур (где «ур» — «могучий, великий») братом-близнецом именно Сета, что упоминает и Плутарх, называя Гора «Гором Древним». Соединение имен Сет и Гор в древнеегипетском языке означает «царь» (swth-hr), что через тысячи лет благодаря коптским монофизитам через Балканы попало в древнерусские былины как «Святогор». Носитель этого имени, кстати, гибнет именно так, как и первый легендарный царь Египта Осирис (wsjr): примиряет к себе гроб, который оказывается ему «в пору», и не может снять крышку.

    Другим мифологическо-сказочным образом, принесенным из Египта, был остров Буян (< др.-егип. P’-iw-n-imn «Острів Амона»), а египетскими словами, по мнению Вяч.Вс. Иванова попавшими в древнерусскую культуру с Балкан, были: «ящер» (ашiр – «хамелеон, ящерица», от др-егип. 'ш3 «ящерица», оч. редкого слова; в др-егип. есть фраза 'ш3 иру «разнообразие форм» (т.к. хамелеон меняет цвета), от глагола ашаi «становиться многим»); «голубь», «сыр», «троян/творог», «кот» и др. [Иванов Вяч.Вс. Ранние коптские заимствования в славянском // Славянская языковая и этноязыковая системы в контакте с неславянским окружением / Отв.ред. Т.М. Николаева. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — С.55-60; см. также: Лазарев Е. Египет и Русь: Солнечная связь // Наука и религия. — М., 1989. — № 6. — С.40-42]. ------------------------- Согласно «стеле Шабаки» Геб прекратил длительную вражду Гора и Сета, отдав Сету во владение Верхний Египет, а Гору – Нижний. После этого Гебу показалось несправедливым, что Сет и Гор оказались равными, и он называет Гора первенцем и провозглашает его преемником, и таким образом, хоть Сет и остается властелином Верхнерго Египта, но верховный над ним является Гор. После всего этого тростник (символ Верхнего Египта) и папирус (символ Нижнего Египта) были объединены "в доме Птаха" (то есть в Мемфисе), и так был достигнут «баланс двух земель». Существует знаменитый баральеф, на котором Гор и Сет связывают вместе тростник и папирус. «… Само имя богатыря (Свято-гор) отсылает нас к христианству и святости. Святогор ездит по Святым горам, потому что на Святой Руси матушка сыра земля его «не подымет»… И мотив положения во гроб Святогора можно рассматривать в христианском аспекте – как пострижение в монашество, как добровольный уход из мира сего, а три обруча, сковавшие его гроб, как троекратное отречение от мира. Согласно преподобническим житиям, некоторые монахи держали в своих кельях гробы, иногда и спали в них, ради постоянной памяти о смерти, которая является одной из необходимых не только монашеских, но и вообще христианских добродетелей. Связующим звеном между двумя циклами выступает былина о Святогоре и Илье Муромце: в ней ясно выражена идея преемственности дохристианских и христианских богатырей; Илья Муромец становится продолжателем дела Святогора. В одном из вариантов былины о Святогоре и Илье Святогор братается с Ильей, обменявшись золотыми нательными крестами; так они становятся крестовыми братьями .... Перед смертью же Святогор вдунул в Илью свой дух богатырский и "силушку" и послал на Русь: «А сам ты поезжай да на Святую Русь» … Н.С.Серегина находит явные параллели в изображении двоицы богатырей (Святогора и Ильи Муромца) и двух святых киевской Руси (преподобных Антония и Феодосия Печерских). При сравнении былин и богослужебных текстов (стихир), посвященных святым, выявлется несомненное сходства в образах Святогора и Антония, Ильи и Феодосия, а также в характере отношений между Святогором и Ильей, между Антонием и Феодосием» [Лепахин В. Христианское понимание ратного дела // http://www.pravoslavie.ru/answers/0296.htm%5D.

  • #…«Святогор». Носитель этого имени, кстати, гибнет именно так, как и первый легендарный царь Египта Осирис (wsjr)#

    Осирис – бог солярный, его гибель от рук Сета – это осенняя мистерия умирания солнца. Сет – управитель зодиакального Скорпиона, знака смертельно опасного для всех солярных богов. Позднее «на этом же месте» будет ужален Геракл, всё тем же Скорпионом. Что характерно, Осирис умирает не в Скорпионе. Здесь Сет его пакует в ящик, и бросает в Нил, в дальнейшее плавание по гороскопу. Не удивительно, что на помощь Изиде, разыскивающей Осириса, приходит Нефтида, её сестра. Ведь следующий знак после Скорпиона – Стрелец, чьим управителем Нефтида и является. Именно в знаке Стрельца Сет добивает осеннее солнце окончательно, расчленяя Осириса, превращая его в ничто.

    #Соединение имен Сет и Гор в древнеегипетском языке означает «царь» (swth-hr)#

    А ещё Гор и Сет объединены в названии планеты Сатурн – Гор пе Сета (hr-p-sth) в Дендерском зодиаке.

    #По некоторым версиям, Коляда – не жена Громовержца, а дочь Солнца, качавшаяся на солнечных качелях (созвездие Кассиопеи), но влюбившаяся в земного человека и родившая от него Бога-Культурного Героя (Ярилу).#

    А Вы, случаем, не рассматривали Ярилу, как производное от Гора. Обратите внимание, что в любой транскрипции бога Гора (егип. Херу) полученный вариант семантически связан со вторым значением солнечного Гора – высота.

    Гор ~ гора (высота)
    Ярила (Яр, Херу, егип. hr); яр – высокий крутой обрыв. «А ну, ямщик, гони-ка к яру»
    Юрий (Георгий, Херу); юр = яр. «жить на юру»

    • Олег Гуцуляк

      @Сергей Петров, Да, спасибо за комментарий!
      Вопрос только в том, ОТКУДА Гор – с севера, от ностратиков, или с юга, от афраазийцев.

      Египтяне сложились к IV тыс. до н.э. на стыке двух народов (рас): темеху/тиумах (светловолосые) и техену (тёмноволосые и смуглые). Именно темеху были правящей аристократией и считались потомками бога Ра. По мнению И.М. Дьяконова и А.Ю. Милитарёва, практически светлокожие европеоиды атлантического типа реально засвидетельствованы: 1) в египетских росписях, изображающих ливийцев-кихну конца 2 – начала 1 тысячелетия до н.э., живших у западных границ Египта, т.е. в Восточной Сахаре; 2) на Канарских островах, как потомки гуанчей; 3) сюда же можно отнести и голубоглазых берберов-шатенов Атласских гор (северный Алжир и Марокко). Поскольку Восточная Сахара подверглась очень ранней аридизации, здесь вряд ли следует искать родину какой бы то ни было значительной популяции; кроме того, имея в виду, вероятно, европейское происхождение светлокожих европеоидов, правильнее предположить, что в Восточную Сахару они попали уже вторично, с гор Атласа или из Западной Сахары.

      Нам не известно как древние египтяне «по своему» объясняли Атланта. Но можем отождествить его с египетским богом Гором (“Высота”), который, как и Атлант, был владыкой пространства между небом и землей. Образ Гора — сокол, символ — крылатый солнечный диск. Сыновья Гора охраняют Осириса в Дуате, и, к тому же, выполняют функцию Атланта — поддерживают небо над землей.