Олег Гуцуляк: Карпатские скалы Олексы Довбуша как святилище Локи Туисто
Об соответствиях скальных комплексов и народной орнаментации карпатской Гуцульщины и скандинавской Готсулии существует обширная литература (см.: Ber W. Sledy kultury gockiej na Huculszczyznie // Wiedza i zicie (Warszawa). — 1936. — Rok. XI, zeszyt 6-7. — S. 456—459; Бандрівський Й.С. Знаки-ідеограми в петрогліфах Писаного Каменя на Гуцульщині // V Наукова геральдична конференція, 9-10 листопада 1994. Матеріали / Ред і уклад. А. Гречило. — Львів: Укр.геральд.т-во, 1995. — С.3-4). Это – один из аргументов в пользу гипотезы о готском происхождении горцев Карпат гуцулов.
Вероятнее всего, известный карпатский комплекс “Скалы Олексы Довбуша” – это древнее святилище готского бога огня и трикстера-шамана Локи Туисто. В произношении славян, наследующих после готов эту территорию, теоним Локи стал произносится как Лекса, Олекса, а Туисто – как Добош, Довбуш, Довбушук. Затем, значительно позже, в новых исторических условиях мифологический герой Локи-Лекса историзировался, был соотнесен с конкретным человеком, которого стали считать воплощением героико-мифологического персонажа.
Туисто означает «двойное (двуполое) существо», что даёт основания для его сближения с культом близнецов у древних германцев (Тацит в главе XLIII «Германии» сопоставляет их с римским Кастором и Поллуксом). У карпатского Олексы Довбуша был брат Иван, с которым, вероятнее всего, стоит соотносить гору Пип Иван, на которой находиться ныне знаменитая обсерватория, а ранее – место жетвоприношений богам. В своем творчестве Иван Франко неоднократно использовал бытующие среди горцев Украинских Карпат представления о двойственной коллизии культурных героев (“Петрии и Довбущуки”, “Хома с сердцем и Хома без сердца”, “Лель и Полель”).
Локи выступает как комический дублёр Одина в космогонии и его демонический противник в эсхатологии. У них обоих есть шаманские черты, но шаманские странствия Локи ограничены горизонтальной проекцией, тогда как образ Одина тесно связан с мировым древом. Условно Одина и Локи можно соотнести как белое и чёрное шаманство.
В качестве позитивного творца Один – отец асов, а Локи – отец хтонических чудовищ, Один – хозяин небесного царства мёртвых для избранных, а Локи – отец хозяйки подземного царства мёртвых и тайный виновник первой смерти (смерти Бальдра), которая является одиническим жертвоприношением (реальный убийца Хёд – также, возможно, дублёр Одина). В процессе эволюции скандинавской мифологии, по-видимому, очень существенным было всё большее выдвижение на первый план Одина и всего одинического комплекса как “небесной воинской мифологии” (этим Один оттеснял наследника индоевропейского бога неба Тюра и отчасти индоевропейского громовника Тора в качестве небесных богов), а также эсхатологических мотивов, буквально пронизывающих скандинавскую мифологию, по крайней мере в её “эддической” стадии.
От Туисто якобы происходит первый человек (Манн), а от Манна – родоначальники трёх племенных или культовых групп северо-западной ветви индоевропейцев – истевоны, герминоны, ингевоны. В “истевонах” видят предков славян, которых в некоторых источниках (например, Птолемей) называли “ставанами“.
- Грабовецький В. Олекса Довбуш (1700 – 1745) / В. Грабовецький. – Львів: Світ, 1994. – 272 с.
- Городенко М. Довбушеве крісло, омите кам’яними ріками / М. Городенко // Городенко М. Чарівний край Черемоша й Прута. – Косів: Благовіст, 1999. – С. 57 – 58
- Довбуш Олекса Васильович // Провідники духовності в Україні: довідник. – К.: Вища шк.., 2003. – С. 34 – 35
- Дранчук В. Олекса Довбуш: легенди / В. Дранчук. – Івано-Франківськ, 2003. – 155 с.
- Ломацький М. Про Довбуша молодого / М. Ломацький // Ломацький М. Гуцульський світ. – Косів: Писаний камінь, 2005. – С. 66 – 117
- Народ про Довбуша: зб. фольклор. тв. / упоряд. В. Тищенка. – К.: Наук. думка,1965. – 303 с.
- Олекса Довбуш (Довбушук) // Видатні постаті в історії України (ІХ – ХІХ ст.): короткі біографічні нариси / В. Гусєв, В. Дрожжин, Ю. Калінцев. – Вища шк.., 2002. – С. 225 – 227
- Смерть Довбуша // З гір Карпатських: укр. народ. пісні-балади / упоряд. С. Мишанича. – Ужгород: Карпати, 1981. – С. 67 – 80
- Хоткевич Г. Довбуш: повість / Г. Хоткевич. – К.: Дніпро, 1985. – 465 с.
- Собко Т. Закохав я собі силу / Т. Собко // Гражда. – 2009. – № 3. – С. 43 – 45
- Довбуш – народний герой // Гуцул. край. – 2009. – 21 серп. – С. 8
- Грабовецький В. Карпатське опришківство і Олекса Довбуш в європейському контексті національно-визвольної боротьби ХVІ – ХVІІІ ст. / В. Грабовецький // Краєзнавець Прикарпаття. – 2008. – № 11 (січ. – черв.). – С. 8 – 10
- Заник В. Там, де цвіте мандрагора / В. Заник // Карпати. Туризм. Відпочинок. – 2007. – № 6. – С. 72 – 77
- Гаврилів Б. Пам’ятники та визначні місця Олекси Довбуша на Прикарпатті / Б. Гаврилів, М. Гаврилів // Краєзнавець Прикарпаття. – 2005. – № 6 (лип. – груд.). – С. 23 – 25
- Плугатор Г. Герой чи розбійник / Г. Плугатор // Експрес. – 2005. – 4 – 6 листоп. – С. 19
- Мартинець С. Де серце Довбуша / С. Мартинець // Експрес. – 2005. – 18 – 25 серп. – С. 9
- Солук О. Два роки у лісі – за бартку Довбуша / О. Солук // Висок. замок. – 2004. – 25 трав.
- Гук В. Образ Олекси Довбуша в художній літературі / В. Гук // Краєзнавець Прикарпаття. – 2003. – № 2 (лип. – груд.). – С. 51 – 52
- Григорак О. Несподіванка: [До 300-річчя загибелі О. Довбуша] / О. Григорак // Гуцул. край. – 2000. – 13 жовт.
- Близнюк В. Карпатський сокіл / В. Близнюк // Гуцул. край. – 1995. – 9 груд.
- Грабовецький В. Топірець Олекси Довбуша / В. Грабовецький // Рідна земля. – 1995. – 9 черв.
- Городенко М. «На дрібний мак посічіть мя», або як шляхта глумилась над тілом Довбуша / М. Городенко // Галичина. – 1994. – 19 лют.
- Городенко М. Довбушеві скарби / М. Городенко // Галичина. – 1993. – 19 черв. – С. 6
- Будівський П. Народний герой Українських Карпат Олекса Довбуш / П. Будівський // Народ. творчість та етнографія. – 1992. – № 5 – 6. – С. 76 – 88