Рецензия на книгу Олега Гуцуляка на портале «Credo.Press»

БИБЛИОГРАФИЯ: Гуцуляк О.Е. АНТИ-ДУГИН: геополитика священного и святого – Lambert: 2018, – 173 с., илл.
Книга кандидата философских наук, доцента кафедры философии и социологии Прикарпатского университета Олега Гуцуляка не просто «интересна по ряду причин». Это – без преувеличения – знаковое явление времени. Запоздавшее, правда, если не на десять, то на три-четыре года, прошедших с начала войны на востоке Украины и до выхода книги.

В это время особенно ощущалось отсутствие содержательной критики деятельности и квазирелигиозной, «мессианской» идеологии Александра Дугина – лишь отдельные статьи в интернете. Часто это были критические разборы ошибок и ересей в учениях раба Божия Александра со «строго православной точки зрения». Обладатели же философских димпломов, заслышав фамилию «Дугин» в сочетании со словом «философ», нередко демонстрировали лишь недюжинные познания в ненормативной русской лексике и ораторское мастерство в сетевых баталиях.

Но вот свершилось: зияющую лакуну заполнил «философ школы эволюционного гуманизма» (Википедия) доцент Гуцуляк – и это настоящая критическая книга. Обложку украшает милая картинка, в графическо-сатирическом стиле изображающая «Остов Бегемота Дугина».

Итак, о чем книга? «Автор с позиций культурно-цивилизационного и сравнительно-исторического методов анализирует геополитическую и геокультурную позицию неоевразийства А.Г. Дугина и его последователей, стоящую в основании импер-шовинистической политики т.н. «Русского мира»». Из этой аннотации очевидны мотивы автора. Книга адресуется ученым, преподавателям вузов, студентам и учителям, а также «всем, кто интересуется судьбами и будущим Европейской цивилизации».

Название первой главы – «Изначальная рапсодия геополитического» – намечает стартовую точку, от которой автор отталкивается. Противостояние Рима и Карфагена, которым как матричным образцом противоборства некоего «хорошего» принципа (постольку, поскольку победившего) и «плохого» разные идеологи любят эталонно мерить различные исторические феномены и процессы. Автор сначала цветасто описывает возникновение двух этих полюсов цивилизации, чтобы затем предложить исторически значимую метафору их противостояния. Описывает не своими словами, а цитатой из… Дугина: «Речь шла о формуле будущего, которая предопределила бы всемирную историю по меньшей мере на несколько тысячелетий. Рим и Карфаген были двумя полюсами цивилизации, претендующими на универсальность, на основание империи, на то, чтобы стать мерилом общечеловеческой этики». Затем это подкрепляется словами Честертона (на которого также ссылался Дугин). Выбор звучных авторитетов в книге невероятно широк – от классиков седой древности до хайперов политэкономической злободневности. Причем Гуцуляк не чурается и классиков геополитики и евразийства, а также и некоторых учеников и последователей Дугина – например, матерого православного публициста Аркадия Малера, в начале «нулевых» публиковавшегося в газете «Завтра», а ныне усердно громящего врагов «Церкви, Царя и Отечества» в лоне РПЦ МП. Или самого карьерно успешного «птенца гнезда Александрова» Павла Зарифуллина – ныне он возглавляет евразийский «Центр Льва Гумилева», пишет книги и не стесняется раболепных эпитетов от восторженных почитателей, типа «Пророк и Воин». Цитирует Гуцуляк и совсем одиозных персонажей, вроде Ильи Лазаренко, создателя и лидера оккультно-маргинальной «Церкви Нави» в 90-х, и языческо-патриотического поэта Алексея Широпаева.

Возвращаясь к «осевой» идее повествования – противостоянию Рима и Карфагена, – встречаем, наконец, авторское ноу-хау. Победив Карфаген внешне, Рим оказался побежден им духовно. Карфаген «предложил Риму товар, которым тот и соблазнился – сакральность». Здесь автор делает экскурс в этимологию понятия «сакральное», взывая то к признанным авторитетам типа Роже Кайуа. Но здесь же цитируются и сомнительные персонажи, вроде израильского ашкеназийского националиста Александра Волынского (его пассажи появятся в тексте ещё не раз). Но итоговый вывод – «сакральное амбивалетно, может одновременно означать «священное» и «оскверненное»» – вполне правдоподобен. Согласно мифологии Гуцуляка, «из Рима доблестной святости Рим стал священным и честолюбивым, городом, принявшим иных богов и иные ритуалы, в ущерб святости и праведности».

Зачем автору потребовалась эта концепция? Разумеется, для критики идей «Русского мира», укорененных в их историко-эсхатологической основе – видении Москвы как Третьего Рима. Этой теме посвящена следующая глава – «Культура жизни против культуры смерти». Здесь автор напоминает о том, что «священность» Рима щедро распределялась между желающими (и могущими взять, конечно) и транслировалась исторически, от империи Карла Великого до Третьего Интернационала, включая, разумеется, Москву – Третий Рим. Спустя несколько страниц размышлений о природе сакрального и его бытовании в истории, автор наконец формулирет главный тезис: «Москва, приписывающая себе, как самозваный «Третий Рим», право быть в эти времена «Удерживающим» (Катехоном), заражена не более чем богопротивной мерзостью гордыни («гиперефанейи») и беззакония («аномии»)». В поддержку своего мнения автор приводит слова св. Николая Японского о том, что Россия ещё не православная страна, и «судьба России и судьба Православия – это ещё не одно и то же». С этой очевидной констатацией, с одной стороны, и спорить нечего, но, с другой, эта проблема как раз сейчас вновь стала особенно актуальной, в связи с последними событиями в мире восточного христианства и постепенной (само)изоляцией РПЦ МП.

Тут автор дает волю конспирологии: миссию Рима-Катехона поддерживают некие «героические (и бедствующие) Ордена», а «на Руси этот Орден представлен как «Красная Русь»». При этом автор приводит пространную цитату из того самого Зарифуллина. На двух с половиной страницах читаем о «красных пограничниках», Тайном Царе и Владимире Ленине и архетипе Кудеяра-разбойника; симфонии Белого Царя – Красной Руси – Черной Земли. Затем автор выводит на арену тяжелую артиллерию: пространные цитаты из «патриотов» Широпаева и Лазаренко призваны убедить читателя, что «Бессмертный Полк» – ближайший аналог мезоамериканского Дня Мертвых. Ацтекская богиня смерти Миктлансиуатль представляется автору аналогом советской Родины-матери, а гибель 66 детей на пожаре в Кемерово в 2018 году – ритуальным закланием… После этого ничего не остается, как признать, что Москва принадлежит к «Оси Смерти», а к «Оси Жизни» принадлежит Киев, входящий в одно пространство с Римом, Афинами, Иерусалимом и Мадридом. После всего звучит упрек Дугину, Карлу Шмидту и их единомышленникам, которые «идут проторенными путями манихейских геополитических сказок».

В главе третьей, «Геополитика Эманаций», Гуцуляк старается геополитику разоблачить. Вернее, не саму по себе, а её дугинское трактование. Основная претензия к Дугину – он перевернул с ног на голову классическую геополитику, назначив США и Россию преемниками Карфагена и Рима соответственно. Обвинения в дуалистическом восприятии исторического процесса звучат странно – ведь сам автор остается в той же схеме, лишь меняя местами действующих лиц. Более того, он на ней настаивает: визионерская метафора любимого Дугиным Жана Парвулеско о черной и белой головах на солнечно-лунном туловище змеи-«амфисбены», по мнению Гуцуляка, блеф. А «в действительности враждебные друг другу сущности кардинально различны, …и компромисса между ними не предвидится».

Глава «Проект «Элизиум» и крах транзитного» начинается с констатации незавидного положения России как протяженного вместилища лакомых кусков ресурсов, которым необоснованно владеет горстка недоброкачественных распорядителей. А «Дугин вместе со всем Генштабом РФ слепы относительно подлинного намерения атлантизма увязнуть в собственных бедах («дорогах и дураках»)… Дугин – это пример мистификации, когда под лозунгами традиционализма и платоновской метафизики скрывается обычный реваншизм старых советских элит», – цитирует автор упомянутого выше Волынского. Следующее обвинение – в «неоригинальности»: «Они (Дугин и импер-шовинисты) лишь слепо следуют фарватером, путь через который давно проложен идеологами самодержавности и изменения её форм в истории России».

Затем следует многостраничный экскурс в малоизвестную историю заимствования идей и снова в конспирологию. Мировая элита, как сообщает автор, после грядущего в конце века извержения вулкана с последствиями планетарного масштаба планирует то ли дрейфовать в океане в плавучих домиках «Wayland», то ли переселится все-таки на подходящий клочок земли. Угадайте, на какой? Да, в Украину! А также на территории соседних стран. «Основным вариантом такого переселения должна рассматриваться территория Украины, климатические условия которой наиболее благоприятны для американских граждан», – приводит автор слова из интервью Хиллари Клинтон. А коренные жители Украины и близлежащих стран станут таким образом гражданами Европейских Соединенных Штатов, но, правда, не все. Описаны и другие «инициативы» Америки, Китая и даже бывшего СССР по подготовке к грядущему Апокалипсису – всё это автор называет проектом «Элизиум».

К чему здесь эти конспирологические страшилки, спросит читатель? Да все к тому же – деконструкции Дугина. «Кремлевские правители, чтобы не возникало у подчиненных масс вопросов типа «Почему нас не взяли в Элизиум?», и чтобы объяснить, что «мы – бобры», а «Элизиум – бяка», вытащили из оккультно-диссидентской тусовки А.Г. Дугина, и, наделив статусом профессора социологии МГУ, «впарили» массам его геополитическую теорию о том, что в мировом противостоянии важно именно эзотерическое начало – противостояние Суши и Моря. Россия-Евразия – без сомнений Суша, Континент, США – воплощение Мирового Острова».

Немало внимания автор уделяет специфике русского православия. Характерна цитата Широпаева: «Разница между «русским православием» и «христианством» проходит не в плоскости «истина – не истина», а в том, что Православие – это часть господствующей Системы, в то время как христианство – антисистемно».

В завершение книги автор пересказывает популярную среди эзотериков идею о мавзолее Ленина как зиккурате сатаны с лежащим там терафимом, который питается жизненной силой россиян (а Путин – не кто иной как его хранитель, «гарант» сохранности). Затем предлагается немного иудейской «эзотерической» омонимики: «Фамилия Путин соединяет в себе две концепции – противоположные Исраэлю. Путин – это «путаный», тот, который запутывает, чтобы человек не нашел «дороги к выходу» к свету. И Путин – это пучина, темная глубина стихийных вод, в которую не может пробиться свет» (Рав Меир Брук). А на десерт – взгляд на Россию и геополитику сквозь призму мифологии Толкиена, известной ещё благодаря Кураеву. «На мифологическо-провидческом уровне», как величает эту «конспирологию для самых маленьких» автор. Действительно, чем башня «Федерация» – не Барад-Дур, крепость Саурона, и чем Путин – не Саруман? «Газпром – это Саурон в его конкретно-историческом проявлении демонизма имперской идеи, а символическая газпромовская горелка, день и ночь пламенеющая над Россией и миром, – это всевидящее Око Саурона, орудие его всепроникающей тиранической власти».

«На этот раз Третий Рим будет взят (как ранее взяли первый и второй), окончательно и бесповоротно, будет извергнут гроб антихриста как из Красной Площади, так и из голов самих «краснопоклонных», – предсказывает автор. – И если будет спасен Третий Рим, то Четвертый уже никогда спасать не придется!»

На наш взгляд, эта книга не является ни апологией, ни критикой самого Александра Дугина, его идей, высказываний и деятельности, ни даже идеологии «русского мира», провалившейся как идеополитический проект, а также внешней и внутренней политики России и РПЦ МП. Не является он и «фарсовым» – антиукраинским, «ватным», «прокремлевским». Это личное критическое мнение о другом критическом мнении, методологическое, а не идеологическое по сути. Дугин здесь не главный антагонист, но лишь символический, человеко-повод для написания книги, олицетворение всего ненавидимого автором. Методология, использованная автором и продемонстрированная читателю книги, очень напоминает «дугинские» конспирологию и мифотворчество, которые автор, хоть и критикует истово, но сам и использует. Нисколько не пытаясь оправдать пороки современной России и её исторических предшественниц, а тем паче – проступки и преступления лидеров, политических и духовных, напомню общеизвестное – далеко не все методы оправданы при борьбе с очевидным злом.

Гедеон Янг,

для Портала «Credo.Press»

Опубликовано: 13.11.2019 в 21:56

https://credo.press/227576

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • BobrDobr
  • LinkedIn
  • MySpace
  • PDF
  • RSS
  • Yahoo! Buzz
  • Add to favorites
  • Live
  • MSN Reporter
  • Print

Залишити відповідь