Олег Гуцуляк: Происхождение названия “Галич”

Первое упоминание о Галиче датировано 290 г., когда готский историк Иордан рассказывает о битве гепидов и готов возле города Galtis на реке Ayha (Днестр). Название Галич происходит, вероятно, от готского слова hallus “скалы” (родственно с лат. celsus “возвышающийся, высокий” (имя Цельс), collis “холм” ” (ср. холмы в Риме: Collis Quirinalis «Холм Квиринал» [1] и и Mons Caelius «Холм Целий» [2]), др.-исл. hallr, лит. kelti, keliu “поднимать”, kalnas “гора” (~ Каунас); ср.: у с. Межигирци (Междугорье), невдалике от Галича, есть гора, которая называется “Скеля” (“Скала”), а местность возле неё – “Божий Ток”; на гербе столицы Галичины Львове изображен лев, точащий когти о скалу).

Название Галиция тождественно названию эпической страны кельтских преданий о Святом Граале Галахии (Gallacye). На память о ней происходит и, как утверждают предания, название современного Уэльса (Wales < Galys),что означает “окраина, отделенная, освящённая (от остального) территория” [Мэлори Т. Смерть Артура / Отв.ред. В.М. Жирмунский, Б.И. Пурышев. – М.: Наука, 1974. – С. 850, в примечаниях] (~ литов. galu «конец», galutine «окончательный»).

Также возможна связь с иберийской Галисией (латин. Gallaecia, греч. Kallaikoi, упомянуто как племя Геродотом), название которой имеет кельтское происхождение. Как на западе карпатской Галиции живут бойки (с особым диалектом), так на западе иберийской Галисии находится Байхья (исп. Rias Bajas, галл. Rias Baixas), где жители разговаривают на особом диалекте,  в карпатских горах Галиции живут гуцулы, а в иберийских горах Галисии и соседней Басконии распространено название жителей как hucul – «пещерный человек».

Согласно другой версии, название Галиция заимствовано, переосмыслено фактами своего языка и распространено на дугие территории кельтами,  готами и славянами от предыдущего населения Карпат – фракийско-иллирийского гальштата и может толковаться на основании единственно сохраненного ныне иллирийского языка – албанского: gjalliqes “воскресение, оживление” (ср. со знаменитой Воскресенецкой ротондой в центре Галича). Также на этом основании могут быть объяснены и другие топонимы и лексемы: Карпаты (karpe “скала”), Кодры (kodёr „холм”), река Уж (ujё „вода”), река Лимниця (lumё „река”) , город Kуты (kuti «вместилище»), Краков (krah „плечё; рука”), “лес” (lis „дуб”), “мур” (mur „стена”), зап.-укр. „неня” (nёnё „мать”), др.-укр. „бояры” (bujar “благородний, щедрый”, bujari “благородство, щедрость”, burrё „муж”, заимствованное из кельт. boaire „собственники скота”) и др.

[1] Холм Квиринал – от сабинского слова quiris «копье» и имени бога Квирина, который  вместе с Юпитером и Марсом составлял древнейшую триаду высших богов Рима.  Вошел в римский пантеон после заключения Ромулом мира с царём сабинян Титом Тацием. Согласно исследованиям современных специалистов, в основе имени Квирин (как в в основе термина «курия») слово vir, «муж», «гражданин» (ср. co-viria, «собрание мужей»); Квирин – бог народного собрания, отсюда полное наименование римлян «римский народ квиритов» или просто «квириты». Квирин считался ипостасью Марса (в отличие от Марса военного, движущегося, он олицетворяет Марса мирного. Марса в покое), поэтому храм Марса был вовне, храм Квирина внутри городских стен (Serv. Verg. Aen. Ill 35; VI 859). Впоследствии Квирин отождествлялся с Ромулом – учредителем важнейших институтов римской гражданской общины; на месте древних комиций была сооружена одна из величайших святынь Рима «гробница Ромула». Взаимообусловленность долга римлян как воинов и как граждан нашла также отражение в связи Квирина с Янусом, храм которому под именем Януса-Квирина как богу, ведавшему войной и миром, посвятил царь Нума Помпилий (Serv. Verg. Aen. VII 610; Schol. Verg. Aen. VII 607), связь с Янусом, возможно, отражает взаимообусловленность земного (регулировавшегося Квирином) и космического порядка (регулировавшегося Янусом). Жрец-фламин Квирина наряду с фламинами Юпитера и Марса принадлежал к высшему рангу в иерархии жрецов. Фламин Квирина участвовал в культе Робиго – божества, отвращавшего от гибели урожай и другие грозившие гражданской общине бедствия (Ovid. Fast. IV 905; Aul. Gell. IV 6, 12) и в культе Акки Ларентии как благодетельницы римского народа (Aul. Gell. VI 7). В более позднее время культ Квирина, оттеснённый культом Юпитера и Марса, особой роли не играл.

[2] Целий — один из семи холмов Рима, на который Туллий Гостилий переселил жителей Альба Лонги. Вошёл в городскую черту Рима при Сервии Туллии. Название холма, по преданию Тита Ливия, роисходит от имени этруска Caelius Vebenna (этруское Caile Vipina), друга Сервия Туллия, поселившегося на холме, ранее называвшимся Querquetulanus. Был долгое время плебейским районом, местом проживания небогатых людей. В начале I века н. э. стал районом проживания знати. На нём находятся развалины Храма Божественного Клавдия и терм Каракаллы. На Целии располагалось святилище богини Карны, покровительницы важнейших органов человеческого тела. Имя Карна происходит от слова caro, что означает мясо, жертвоприношение совершалось 1 июня. Слово «Карна» упомянуто в «Слове о Полку Игореве».

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • BobrDobr
  • LinkedIn
  • MySpace
  • PDF
  • RSS
  • Yahoo! Buzz
  • Add to favorites
  • Live
  • MSN Reporter
  • Print