Олег Гуцуляк: Модальность грядущего Rubedo

Великая тайна посвящения: грядущий аватара Вишну — красный Калки на белом коне.

Красный плащ Георгия Победоносца и его белый конь — цветовые доминанты известной иконы «Чудо Георгия о змие». В самом понятии же «красное» совмещаются значения красного и белого (светлого) через тему страдания как критерия святости. Красное соотносится к миру земному, белое же — земное воплощение мира духовного.

Красная Пасха в христианстве — это «Великое Да!» миру. «… День имеет два устойчивых эпитета в народной культуре — красный и белый, и оба, оказывается, вначале были равны, ибо оба восходят к богу Яриле, покровителю солнца, огня. Белый и красный — символы красоты, но белый еще и символ любви — мыть бело значит «любить». Красный — не только красивый, но и яркий, связанный с огнем»[Маслова В.А. Лингвокультурология / 2-е из., стереотип. — М.: Академия. 2004. — С.105].

В результате досрочных выборов 2007 г. грянуло громкое “Ave Julia!“: “… Робин-гудовская борьба с богатыми в сочетании с бело-красной цветовой гаммой, присущей крестоносцам, делает Юлию Тимошенко своеобразным “народным” лидером, который борется с богатыми и защищает духовные ценности социально-анархистской направленности… В сочетании, эти качества блока имени Тимошенко позволяют предположить о следующем шаге — Мессианстве. Рассматривать Юлию Владимировну в качестве мессии, который спасет Украины, хороший выход в преддверии президентской кампании… Возвращаясь к теме крестоносцев или в нашем случае «сердценосцев» хочется еще раз подчеркнуть отличие украинских и российских политических сценариев. Если в России, как уже отмечалось, общество развивается по сословному принципу, т.е. формируется три сословия: церковники, слуги государевы и прочие, то в Украине, как пограничной территории общество развивается по орденскому принципу. Олигархический принцип деления страны не может, как идея, долго существовать, именно поэтому акцент делается на мировоззренческих различиях, которые при небольшой доработке смогут стать аналогами религиозно-народных движений, одним из которых были, например, и запорожские казаки.  На границе не может быть мира, особенно на границе между двумя противоборствующими обществами…” [Залыгин В. Сердценосный орден Украины // http://www.bratstvo.info/bratstvo-text-9390.html].

“…Успех Тимошенко – это быстрая смерть оранжевого Запада и медленная эрозия бело-голубого Востока. Зато это зарождение новой Украины – красно-белой страны пылающих сердец [выделено нами, — О.Г.]… Юлия Тимошенко …  становится своей для каждого, кто хочет справедливости и не очень верит в собственную возможность ее добиться. И количество таких людей будет только увеличиваться – людей, стремящихся жить в единой стране, способной о них позаботиться… Спасибо Вам, Юлия Владимировна – спасибо уже сегодня. Что объединили страну, что национализировали экономику, что стерли грань между бедными и богатыми путем ликвидации последних (исключая самых преданных ваших друзей, но мы их тоже любим). Спасибо за то, что подружились с Россией, что не поссорились с Европой, что разрешаете писать о Вас только хорошее и не волновать влюбленное в Вас население. Через несколько лет эти теплые честные слова будут писать все наши коллеги – от донецких скептиков до львовских романтиков. Так лучше начать загодя жить по юлианскому календарю – чтобы не пришлось потом перестраиваться” [Виктор Портников. Юлианский календарь // http://vokintrop.livejournal.com/514219.html].

Что тут говорить, но здесь явные параллели и «новая, нереализированная ранее возможность», открытие «нового эона» для Украины. Ранее не реализованного: это и вышеупомянутое соотнесение фамилии «укро-армянской газовой принцессы» Юлии Тимошенко-Григьян  с возвращением «укро-молдавского порохового принца» Тимоша Хмельницкого, которому рок истории не определил получить от отца гетманскую булаву (она досталась его младшему брату Юрию), так и через «социализацию национального капитала» с возвращением из лондонских банковских хранилищ сокровенного скарба гетмана Павла Полуботка (1722-1724 гг.), на гербе которого в центре багровеет пятном все то же красное сердце …

Говоря на языке эзотеризма, можно констатировать, что вместо неуспешного процесса трансформации, символизирующегося в алхимии оранжевым цветом [Корнелюк І. «Rеволюція”. Українське Rubedo // Пост-Поступ. – 2006. — 18 березня // http://postup.brama.com/usual.php?what=50820], наступает этап трансформации, определяемый в алхимической традиции как «Красное деланье», Rubedо, «Царский пурпур», последняя стадия превращения материи[1], цвет наивысшей мистерии, состояние, возникающее при интеграции элементов и трансмутации исходной субстанции в золото [Юнг К.Г. Психология и алхимия. — М., 1997. — C.251-252]. Рубедо — арена противостояния и слияния, противоборства и соития. Владыка рубедо — могучий лев, покоряющий всех других существ. В человеческом теле Красной (Алой) стадии соответствует сердце, орган, преображающий небытие в бытие. Так при возникновении любви именно сердце считается местом, способным преобразить уродство в самобытность, недостаток – в достоинство, а смертное – в нетленное.

«…В конечном счете, стадия «рубедо» принадлежит Эросу с его нежнейшим влиянием на все вокруг. Его предприимчивый творческий дух находится в самой сердцевине нашего чувства личной свободы, когда, благодаря интеграции гнева, мы находимся  в близком контакте с самими собой и с другими и больше не чувствуем себя аутсайдерами или неадекватными. Наоборот, появляется связанность с жизнью вокруг нас и ощущение собственного достоинства» [Мартини С. А. Гнев как внутренняя трансформация // http://www.maap.ru/Reading/Martin_Anger.htm].

Рубедо зовет к действию, решительному и упорному, требует концентрации и дисциплины, вдохновляет героический мир беспримерных ратных подвигов. Рубедо — это мир сознания, привносящего смысл в окружающую действительность, обретение системы ценностей, иерархии, закона и порядка. Мощь и энергия власти являются имманентными качествами этого мира. «…Поскольку здесь присутствует четкая структура и иерархия, то источник власти сконцентрирован в едином образе, четко персонифицирован и находится в непосредственном контакте с остальными, обеспечивая им «доступ» к архетипическому источнику Власти, способность к активным действиям. Он же задает структуру и направленность этих действий» [Маслова С. Образы власти. «Принцип реальности» или «ошибки восприятия»? // http://www.awareness-way.ru/articles.php?article_id=power].

Рубедо — это мир Солнца. То, что вынашивалось и созревало в мире альбедо (белом, «дистилляции», «сублимации»), теперь появляется на свет («кристаллизируется»), трансформации, начатые в альбедо, становятся постоянными. В этом мире царит ясность и порядок, определенность во всех поступках и отношениях. Это царство рассудка, здравого смысла, Иерархии. «… В политической жизни стадия рубедо может означать появление яркого лидера, способного повести за собой народ, предложить систему устройства общества (для начала — решения наиболее актуальной проблемы), рациональную и логически обоснованную, при этом учитывающую интересы различных социальных групп, выбрать лозунги и символику, находящие у них яркий эмоциональный отклик» [Маслова С. Образы власти. «Принцип реальности» или «ошибки восприятия»? // http://www.awareness-way.ru/articles.php?article_id=power].

Но одновременно рубедо — это мир магии, крови, Хтонии, руд, камней, минералов и кристаллов. Мир Ископаемый. Мир залежей и «заложных мертвецов». Мир пирамид, зиккуратов и масонских алтарей-«сидерос»[2]. Существует магическая связь между человеческим телом и рудами, между жертвой и сокровищем, между жертвоприношением и крепостью. Субстанцией же проистекает Кровь, Душа, Nefesh (Библия: Быт. 9: 4-6; Лев. 17:11–14; Втор. 12:23; Талмуд: АдрН. 31:3). Исконное и Изначальное.

Но проявить его может только удар белого (стального) меча (ножа, стрелы) в сердце (излюбленное изображение Сердца Иисуса в римо- и греко-католичестве). Мечь на иврите Herev и указывает на синайскую гору Хорев (Horeb «сухость»), где Мойсей окропил народ „кровью завета” (Исх. 24:8)  и на которую взошел пророк Илия (Eliahu) (1 Цар, 19:8) и, как мечь,  уничтожает лже-пророков Ваала-Тельца, приносящих неправедную жертву — первенцев (иврит. bhor) крови (иврит. dam). Об том, что он также принес в мир этот меч, говорит и Иисус.

Бог на горе Хорев является и Илие, однако не в вихре, «разрушающем горы и расщепляющем скалы, не в громе, не в огне, но в тихом веянии ветра» (I Цар. 19:11 — 12),  велит Илие подготовить к их миссии людей, которые станут орудием Его кары: Хазаэля помазать в цари Арама, Иеху (Ииуй) — в цари Израиля, Элишу (Елисея) — преемником Илии. Он всегда присутствует при каждом акте приобщения младенца к союзу еврейского народа с Богом, на его кресло кладут перед обрезанием младенца. С пришествием Мессии на землю именно Илия раскроет всю ложь, связанную с кровавыми наветами на евреев (о жертвоприношении христианских младенцев-«гой катан»).

После встречи Иисуса и учеников с пророками Моисеем и Илией на горе Фавор (иврит. thabor „пупок”) было провозглашено  о необходимости «обрезання сердца» (ср.: Дварим, 30:6; Втор. 10:16; Иерем. 4:4; Кол. 2:11; Рим. 2:25-29), т.е. открытие сердца, освобождение от толстокожести, от той внешней ненужной «кожи», что покрывает сердце и не дает пробиться Божественному свету, исправление человеком своих эгоистических желаний, отрезание «нечистоты», отсечение страстей, истинное покаяние и обращение грешника к Богу[3].

Иными словами, «бело-сердечной» Украиной было реализовано предложение Дм. Донцова, что бы Украине “… отодвинуть чужую волю, на её место поставить свою. Этого не было ни у Драгоманова, ни у Винниченка, ни у Тичины, но это было у большевиков, у России” [Донцов Д. Націоналізм. – Лондон – Торонто: Укр. Видавнич. Спілка; Ліга визволення України, 1966. – С. 306].

Юлия Тимошенко научила, что НАДО строить (“розбудовувати”) не государство, а волю, вернее, СВОБОДУ ВОЛИ. Стать хозяинами судьбы, “панами долі[4], как своей собственной, так и всей нации вцелом. Построить на фундаменте своих собственных культурных принципов и ценностей (в социологии такая программа определяется как “постмодернизация”, в отличие от “модернизации”, “доганяющей модернизации” как программ исключительно “вестернизированных”).

… В своїй хаті своя й правда,

І сила, і воля.

(Т. Шевченко).

 

Волю как то, что, декларируемое еще И. Г. Фихте, есть “… то вечное, чему благородный человек доверяет собственную вечность и вечность своей деятельности, вечный строй вещей, … ибо только он освобождает в ней силу, благодаря которой его короткая жизнь во всем мире продолжается и становится действующей” [Фіхте Й. Г. Що таке народ у вищому розумінні цього слова і що таке любов до батьківщини // Націоналізм: Антологія / Упоряд. О. Проценко, В. Лісовий. – К.: Смолоскип, 2000. – С. 49]. “Воля” как “это вечное является сущностью, то есть основным, главным, характеризирующимся тем, что приобретено и сохранено. Именно немцы, по определению И.Г. Фихте, владеют такой постоянностью, такой сущностью, не смотря на многочисленные различия и стадии, которые переходят одна в другую на протяжении своего долгого развития. Именно благодаря этой “сущности” все они имеют что-то общее, единство мысли и чувств и внутреннюю связь. А в смысле гото-германских корней украинцев эта сущность — «воля» — оказывается заветным «сокровищем Нибелунга».

А.Ю. Акулов помогает уяснить эту сущность именно через такую категорию модальности как “необходимость“, выраженную словом “надо” (it is necessary, es ist notwendig, il faut): “… Айну явно были более пассионарным и воинственным народом… Доказательством этого … служит исконно айнское слово “эасирки” — вспомогательный глагол, выражающий модальность “надо”, “должно”. В … прочих языках малых народностей Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера не было своих слов для выражения модальности “надо”. Были только две модальности: “хочу” и “не могу” и для их выражения существовали свои исконные слова, а для модальности “надо” слова не было и поэтому слова для выражения модальности “надо” заимствовались из других языков… Конечно, не имея в языке модальности “надо”, можно тоже неплохо жить, не испытывая при этом абсолютно никакого дискомфорта, но нельзя не признать, что наличие в языке некоего народа исконного, не заимствованого слова для выражения модальности “надо” является знаком того, что такая модальность изначально присутствует в менталитете даного народа и этот факт выводит даный народ на совершенно иной уровень. Модальность “надо” чем-то подобна письменности: простым охотникам и собирателям она ни к чему, но в государстве не обойтись без письменности и без слова “надо”…” [Акулов А.Ю. История языка айну: первое приближение // Вестник СПб университета. — 2007. — Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. — Вып. 2. Ч.1. — С.118].

Модальность (действительность, возможность, необходимость) обозначает конкретные проявления “диалектической семьи” универсальных, высших архетипов творения, осуществления и растворения — Истины, Веры, Красоты, Блага, Добра, Справедливости, составляющих тот “стержень ценностей“, вокруг которого накручиваются спирали истории, преобразуя современность во всевременность метаистории [Кримський С.Б. Архетип української культури // Вісник НАНУ. – 1998. – № 7 – 8. – С. 75; заг. – С. 74 – 87]. Именно, как пишет Н. Лосский, верхняя часть спирали имеет те же процессы, которые параллельны и подобны процессам, происходящим в нижней её части, но — вследствие влияния предыдущего развития — более совершенные [Лосский Н.О.  История русской философии. – М.: Высш.шк., 1991. – С. 519]. К тому же, расширяющиеся витки времени — это одновременно и расширяющееся пространство.

Один оборот спирали — всего лишь Эон (Aion), за ним следует другой, и всё повторяется. Конец, и вновь — начало: «… Если время циклично, прошлое и будущее предполагаются существующими. Это означает, что прошлое не уходит вовсе, но повторяется: те или иные формы существования периодически повторяются…, прошлое циклически оживает в настоящем — или, что то же, настоящее, стремясь к будущему, периодически возвращается к прошлому… Можно сказать, что в одном случае предполагается повторение одних и тех же событий, в другом же случае предполагается повторяющаяся реализация одних и тех же закономерностей» [Успенский Б.А. Этюды о русской истории. — СПб.: Азбука, 2002. — С. 44, 45].

Но, как говорил Иоахим Флорский, есть две означающие вещи для одной означаемой [Joachim de Flore. L’Evanqile eternel. P. 42]. «…По закону диалектического отрицания (гегелевская триада: синтез=тезис+антитезис), она должна соединить реалии самого Модерна и предшествующей ему Традиции. Полного отрицания никогда не бывает, при смене одной реальности происходит ее же утверждение в новом формате. И в том же самом формате происходит восстановление той реальности, которая предшествовала отрицаемой … В новом синтезе Традиция имеет все шансы встать над Модерном, используя его элементы — информационные технологии, свободу экспертных мнений и т. д.» [Елисеев А. Империя Времени против Империи Пространства // http://www.rustrana.ru/article.php?nid=34318]. Реализоваться, например, на Украине этот шанс сможет только с того момента, когда придет осознание, что ноутбук с Интернетом для детей и молодёжи не менее важнее, чем рушничок на портрете Шевченко [Лауэр Е. Проигравшие навсегда! // Телекритика. — 2008. — № 10. — С. 16].

И главной сущностью „всевременности”/”симультанности” („Киддуш ха-Олам”) есть именно жертвование земной жизнью ради возможности не лгать — во имя Истины как таковой.

Но Истины, взятой не в познавательном (гносеологическом) или этико-онтологическом смысле («верности человека самому себе»), а именно Истины, воплощенной в жизни и собственной личности,  в Изначальном Эстетическом (параллельном уже упоминавшемся акте принятия на Руси православия из-за «красоты обряда»), в котором прямо переживается опыт нуминозного, откровение духовной реальности, оставляющее глубокий след в душе. На смену историческому восприятию (причинно-следственные отношения между прошлым  и нынешним) возвращается космологическое[5], «… соотношение событий с каким-то первоначальным, исходным состоянием, … его эманация продолжает ощущаться во всякое время (и воспринимается, в первую очередь, через сновидения и сказки,О.Г.) … постоянно повторяется (воспроизводиться) в последующих событиях … предстают как текст …» [Успенский Б.А. Этюды о русской истории. — СПб.: Азбука, 2002. — С. 27, 90].

Исходя из этого, целью провозглашается то общество, в котором принимают созданный и прекрасный мир как открытость трансцендентному началу, где вместо «священного» (sacre, Белое Рождество, Жречество)  приходит «святость» (sainte, Красная Пасха, Агиос) —  в то время, как «священное» погружено в этот мир как «таинство» («литургия») и основывается на близости  между человеком и миром, их имманентности[1],  противоположная ему «святость» связана с трансценденцией Совершенно Другого. Если раньше было «смешение/сцепление» «священного» и «святого» («… Осирис имеет имя, составленное из слов «святой» (осиос) и «священный» (иерос), ибо является общим разумным началом сущего в небе и в преисподней; причем у древних был обычай первое называть святым, а второе — священным. А тот, кто изъясняет небесные явления, — Анубис, который является законом вышней сферы, — тот иногда называется Германубисом; одним именем он связан с тем, что наверху, другим — с тем, что внизу»»[Плутарх. Исида и Осирис / Пер. с др.-греч. — М.: Эксмо, 2006. — С.70]), то именно Христос принес тот меч, который произвел «разделение» («… Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более чем меня, недостоин Меня…” ( Мф 10:34-36) “Кто не со мною, тот против меня” (Мф, 12:30)) и указал на «Путь Святости» («Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-41)).

Но как может реализоваться «открытое (трансцендентному началу) общество» сейчас?

В геокультурном плане предлагается возвращение к «Святой Руси» и отказ от исторической мистерии с её сакральными центрами (Иерусалим, Рим, Константинополь, Москва).

Ранее это общество не было реализовано в Украине из-за того, что византийская культура, придя на Русь в христианской интерпретации (Святой Дух), нас приобщила к вере[6], а не к философии, приобщила к эстетике, но не к морали[7].

Но это закономерный этап инициатического возрастания, так как  в алхимическом процессе есть ещё и желтый цвет, который стоит между белым и красным[8] и сам является в действительности белым или красным [Серрано М. Гиперборея и Атлантида (из книги «Золотая цепь») // http://www.white-society.org/index.php?name=Pages&op=page&pid=245].

Считается, что четырехчастное деление «Великого Делания» древнее, чем трехчастное, только к 15-16 вв. желтая фаза выходит из употребления. Жёлтый цвет у алхимиков — символ середины, то есть переход от Albedo к Rubedo, в движении по направлению к «философскому камню». Алхимики бросали в расплавленную медь кусочек цинковой руды. Получилось «искусственное золото» (латунь, сплав меди с цинком). У такого «искусственного золота» есть существенный недостаток: со временем оно «заболевает», на его поверхности появляется сыпь или мелкие язвочки зеленого цвета. Подобное «заболевание» (результат окисления меди) мы часто можем наблюдать у городских статуй и памятников, которые покрываются зеленым налетом. «Искусственное золото» алхимики лечили как больного человека: с помощью заклинаний и врачебных препаратов — микстур, мазей, алхимических эликсиров, которые готовились на основе растительных и животных материалов. Вместо слова «эликсир» иногда применяли термин «медикамент», исходя из того, что обычные металлы представляли собой «больное» или «недостаточно совершенное» золото, которое можно было «вылечить» с помощью специальных лекарств. Алхимические операции часто назывались «лечением», изучение соединений — «анатомированием», философский камень — «универсальным медикаментом», «эликсиром бессмертия», способным не только излечить все болезни, но и победить старость и смерть. Основными веществами для приготовления «медикаментов», согласно учению арабских алхимиков, считались «четыре духа» — сера, мышьяк, ртуть и нашатырь [Марчукова С. Медицина в зеркале истории // http://wap.borgia.forum24.ru/?1-0-0-00000018-000-0-0-1259465857]. Эта фаза «лечения» называется Citrinitas или Ксантохромия и соотносится со способом мишьяка окрашивать металлы в желтый цвет.

У К.-Г. Юнга символы процесса индивидуации тождественны стадиям алхимического процесса:  Nigredo (melanosis) соотносится с Тенью; Albedo (leukosis) – c Анимой и Анимусом; Citrinitas (xanthosis) – с Мудрым Стариком (или женщиной), а Rubedo (iosis)Самости как архетипу, который достиг целостности.

«Цвет радостный, бодрящий и нежный» (И.В.Гёте). Желтый цвет способствует активизации умственной деятельности, долго сохраняется в памяти. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма. Но в сочетании с другими цветами он может вызывать противоположные эмоции. Например, зеленовато-желтые и серо-желтые оттенки олицетворяют зависть, фальшь и действуют отталкивающе. В народной символике связан с завистью и ревностью, в книжной — чаще всего ассоциируется с цветом солнца. Золотисто-жёлтый цвет в иконографии соотносится со зрелой мудростью, бледно-жёлтый — с коварной агрессивностью (например, цвет одежды Иуды или бород Каина и Иуды). Желтый крест ставили на чумных домах.  Ревнители испанской инквизиции и португальской германдады заставляли иудеев в Средние века носить жёлтые одежды. Вероятно, здесь же одна из причин требования фашистов, чтобы евреи на одежду нашивали жёлтый могендовид (шестиконечную звезду Давида). Для славян желтый цвет – это знак разлуки и измены, для сирийских христиан – смерти.

В соотношении с Сакральной историей, «… нигредо (nigredo) аллегорически изображено в виде Вавилонского пленения, которое продолжалось семьдесят два года. Впоследствии дочери Иерусалима и Сиона были освобождены. Освобождение из пленения описано как процесс отмывания – многократное промывание вещества – или как миропомазание умащение елеем, в результате которого человек получает дар проникновения»  [Мария Луиза фон Франц. Алхимия // http://jungland.ru/node/1994]. Отмывание именно есть этап Albedo, а миропомазание – Citrinitas.


[1]В том числе и лютеранская литургия.

[1] Тиглем, „атанором” (араб. attannur „печь”) этой социальной алхимии, таким образом, является сама Украина.

[2] Греч. sideros „сидонский камень” — метеоритное железо, название происходит от финикийского города Сидон.

[3] Напомню библейскую историю, как Господь явился царю Соломону и сказал: проси, что дать тебе. И Соломон попросил Бога даровать ему сердце разумное, чтобы судить народ свой и различать, что добро, что зло. “И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, Я сделаю по слову твоему. Вот, я даю тебе сердце мудрое и разумное… И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои” (3 Цар. 3:9-13).

[4] Здесь явственно слышится кельтское субстратное наследие (ср. с ирландским “fianna fail” — “солдаты судьбы”). Возможно, что в начальные врмена образования государственности у славян определенные сословия имели кастово-этническое происхождение: “паны” (от fianna) — “солдаты”, то есть те из воинов, которые поступали в княжескую дружину со своим вооружением и конем, а “бояре” (от boaire) — “собственники велтикого рогатого скота/товара”.

[5] Конечно, это лишь абстрактные модели, они могут сосуществовать друг с другом в реальном опыте. Например, историческая модель присутствут в естественно-научных представлениях, а космологическая — в мифо-религиозных, также та или иная модель может актуализироваться, а одно и то же событие восприниматься двойственно.

[6] “… Высшая иерархия из Византии, монашеская, насела черной бедой на русскую верующую совесть и доселе пугает ее своей чернотой”

[Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории // Тайны истории. М.П. Погодин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский о пользе исторических знаний: Сборник / Сост., вступ.ст. В.М. Соловьева. — М.: Высш.шк., 1994. — С.193].

[7] Заслуга греков состоит именно в том, что  именно они внесли моральное начало в молитву, отразив потребность в гуманитарных принципах формирующихся социумов.

[8] Для цветовой алхимической гаммы характерна двухступенчатая иерархия классов цветов. Цвета первого класса: черный, белый, красный. Цвета второго класса: серый (между черным и белым), зеленый, голубой, желтый, оранжевый (между белым и красным).

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • BobrDobr
  • LinkedIn
  • MySpace
  • PDF
  • RSS
  • Yahoo! Buzz
  • Add to favorites
  • Live
  • MSN Reporter
  • Print